Стриминг для меломана и аудиофила: баловство, или реальный сервис?
Любителей музыки, в зависимости от степени и направленности их увлечения, принято делить на меломанов и аудиофилов.
Первым важней содержательная часть, вторых же заботит форма, то есть качество записи и воспроизведения. Но фактически, обе эти категории раньше можно было смело относить к филофонистам, потому что физическая природа носителей фонограмм обязывала их прежде всего озадачиваться приобретением пластинок, катушек, кассет, дисков и т. д., а уж потом задумываться над условиями для их прослушивания. Исключение составляли разве что заядлые поклонники радиовещания.
И вот пришла Цифра
С переходом записей в цифровой домен влияние на качество звучания непосредственно носителя стало постепенно утрачивать свое значение. Если в каком-нибудь сравнительном прослушивании компакт-диск звучит лучше файла, это значит лишь то, что используемый CD-проигрыватель как источник аудиосигнала спроектирован и изготовлен лучше, нежели медиапроигрыватель, но вовсе не означает, что биты на куске поликарбоната записаны лучше, чем они же на винчестере или флешке. А уж с развитием звукозаписи высокого разрешения роль компакт-диска с его архаичными 16/44.1 и вовсе нивелируется.
По причине эфемерности контента эфемеризация его носителя была лишь вопросом времени, однако же подзатянулась вследствие задержки в развитии «средств доставки». Поясню. Компакт-диску, как, объективно, самому массовому цифровому аудионосителю, вот уже 35 лет. Казалось бы, что мешает, условно говоря, включать его в одном месте, а получаемый с него цифровой поток передавать в другое? В первую очередь – наличие линий передачи (и их пропускной способности), которых ранее катастрофически не хватало: достаточно вспомнить модемный вариант подключения к интернету, скажем, 20-летней давности. А вот около 10 лет назад положение уже существенно изменилось.
Так что же такое стриминг?
Стриминговые сервисы – это компании, которые имеют доступ к хранилищам музыкального контента в цифровом виде и обеспечивают его воспроизведение по запросу пользователей через интернет на различных устройствах (смартфонах, беспроводных колонках, медиапроигрывателях и т.д.)
Возникает резонный вопрос: почему же стриминг появился только сейчас? А вы представьте себе десятки миллионов песен и столько же слушателей, а затем попытайтесь посчитать нагрузку на серверы и загруженность линий при их одновременной передаче. Собственно говоря, именно по этой причине стриминг начинался с форматов со сжатием — mp3 и им подобных.
Основные игроки
Пионеры в этой отрасли – шведский Spotify (2006) и французский Deezer (2007). Deezer предлагает своим пользователям и дополнительные возможности: скажем, функция Flow сформирует изо всех ваших «любимых» треков и персональных рекомендаций бесконечный плей-лист – вам остаётся только слушать. Что же касается качества, то у обоих сервисов оно пока не превышает 320 кб/с.
На другой, «полновесной» чаше весов – предоставляющие полномасштабный доступ к музыке не только CD-качества, но и к хайрезам французский Qobuz (2007) и норвежский Tidal (2014). Впрочем, первые заниматься непосредственно стримингом стали относительно недавно, а вторые были норвежской компанией пожалуй что только на момент основания.
Сразу внесу ясность – пока что ни Tidal ни Qobuz официально у нас не поддерживаются, а возможность подключения к ним хоть и имеется, однако требует навыков настройки VPN или других подобных ему «неофициальных» способов получения доступа.
Хайрез у Tidal воспроизводится посредством кодека MQA, разработанного британской компанией Meridian, и, кстати сказать, тоже осуществляющего сжатие с потерями.
А вот что касается Qobuz, то их стриминг полноценный, более того – файлы с разрешением вплоть до 24/192 можно сохранять и на локальных накопителях, правда годовая подписка обойдётся вам аж в £350!
Современный стриминг – это не только практически произвольный выбор музыки по жанрам, артистам, альбомам и песням, но и самые различные плейлисты, как составленные лично вами, так и подготовленные для вас музыкантами, обозревателями, компаниями и т. д. Кроме того, подборки могут делаться под настроение или повод, например для прогулок, пробежек, занятий спортом или вечеринок. Не будем забывать и про «непрофильный» контент, в частности фильмы, сериалы, программы и клипы. Напомним, что из «большой четвёрки» официально в России сейчас работает только Deezer, однако ситуация в отрасли меняется стремительно.
А что у других?
Естественно, свои собственные музыкальные сервисы есть и у многих IT-корпораций – например, Apple (у которой интеграция с сервисом Shazam позволяет с помощью микрофона мобильного устройства определить, что за песню вы случайно услышали и мгновенно найти этот трек в базе), Amazon, Google или Яндекс. Но пока не существует ни некоего всеобъемлющего каталога, ни хотя бы агрегатора подобных сервисов со, скажем так, единым механизмом поиска. С другой стороны, например, стриминговые сервисы самых известных в мире и в России поисковых систем Google Play Музыка и Яндекс.Музыка, в числе прочих приятных бонусов, практикуют эксклюзивные релизы некоторых артистов, а количество доступных треков исчисляется десятками миллионов. Однако оба эти сервиса пока не могут похвастаться HD-качеством.
Резюме
Раньше пользователь покупал некие материальные свидетельства чьего-то музыкального творчества, потом появились неосязаемые файлы, а сейчас, фактически, практикуется аренда музыкального контента.
В этом подходе есть как плюсы, так и минусы. К первым относятся потенциальная доступность огромного каталога музыки, удобство поиска по нему и развитая система ссылок, рекомендаций и т. д. Ко вторым я бы отнёс необходимость наличия интернет-соединения (либо необычайной прозорливости, которая бы подсказала скачать весь желаемый контент заранее, и достаточного для этого серьёзного объёма памяти) и арендный характер пользования. Пластинка может стоить сильно дороже, но она останется с вами навсегда или по крайней мере на несколько десятков воспроизведений. Впрочем, даже у создателей этих сервисов, вероятно, не было идеи прямого их противопоставления традиционному high end audio, ведь в первую очередь стриминг – это удобство.
Удобства эти совершенно очевидные и наглядные:
- пользователю нет нужды покупать никаких материальных носителей с контентом.
- контент не нужно скачивать и можно сэкономить на средствах хранения – при наличии соединения с интернет.
- этот «эфемерный» контент легко может быть доступен в любом месте, где есть интернет – дома, на улице, на природе или в поездке.
- Из чего следует и то, что контент потоковых сервисов можно с лёгкостью использовать в многокомнатных системах воспроизведения и управления звуком (multiroom), о которых мы ещё напишем подробнее.
Не нашли того, что искали?
Мы обязательно предложим подходящее решение
Приглашаем партнёров
Получите статус официального дилера продукции самых известных мировых производителей музыкальной аппаратуры. Наши специалисты помогут вам в создании успешного бизнеса и обучении сотрудников.
Приглашаем сотрудников
Увлекаетесь музыкой? Интересуетесь Hi-Fi аппаратурой, акустикой, винилом? Подумываете о новой увлекательной работе? Оставьие свои координаты, и мы свяжемся с вами, чтобы обсудить перспективы!